главная - выставки

Сокровища Ярославля

24 января 2007 г.

кадило

Фелонь

Сокровища Ярославля

25 января 2007 года в 15 часов Ярославский музей-заповедник отметит свой очередной День рождения. В этот день гостей ждет презентация проекта "Музейный сувенир" и презентационное открытие удивительной по своей красоте и одухотворенности экспозиции – "Сокровища Ярославля".

Эта экспозиция является первым проектом музея-заповедника к 1000-летию Ярославии. Вниманию посетителей будут представлены изделия ярославских и московских мастеров XII-XIX веков из золота, серебра, драгоценных камней, вот уже несколько веков хранимых в одной из главных сокровищниц Ярославля – коллекции Спасо-Преображенского монастыря, ныне Ярославского музея-заповедника. Одной из ее особенностей является историческая связь предметов, в нее входящих, с другими ярославскими монастырями и храмами, являвшимися в свое время практически единственными держателями подобной красоты.

Древние описи монастырских сокровищ сообщают нам о таинственных лалах, винисах, яхонтах, смарагдах… Так именовались в – XVII веке рубины, сапфиры, изумруды, украшавшие иконы и книги в драгоценных окладах, покровы на сосуды, одежды священнослужителей. К разряду наиболее дорогих вещей сокровищницы, без сомнения, относятся панагии – нагрудные иконки – знаки архиерейского достоинства. Над ними трудились лучшие мастера Оружейной палаты в Москве, и сейчас в России им нет аналогов. Помимо обилия алмазов, рубинов, изумрудов, серебра и золота они украшены резьбой по камню и эмалями.

Ярославские мастера не отставали в умении от москвичей: они издревле владели различными приемами обработки и украшения драгоценных металлов, излюбленным из которых была чеканка. Уникальные по своей форме ярославские кадила словно "затканы" ковровым чеканным узором, ритмично чередующимся с гравированным.

Ярким отличительным признаком ярославского чеканного серебра XVII века является высокий, почти скульптурный рельеф. Примером такого являются оклады богослужебных книг. Традиция украшения напрестольных евангелий окладами, являющимися своего рода ковчегами для реликвии, складывается в ранневизантийском искусстве. В православном богослужении евангелие – это и книга для чтения, и святыня, находящаяся на престоле, которой благословляют молящихся в храме. Ярославским серебряникам очень импонировали древние приемы роскошного украшения евангелий. В дополнение к чеканному орнаменту они размещали по контуру жемчужные обнизи, а по пространству всего оклада – драгоценные камни, как россыпью, так и собранные в розетки, или, как в старину говорили, запоны. Излюбленными камнями были сапфиры, изумруды, рубины, но особенно на Руси любили жемчуг.

Благодаря работе специалистов музея-заповедника удалось сберечь в трудные для Ярославля времена лучшую часть ярославских сокровищ. Этим мы обязаны, прежде всего, профессору А.И. Анисимову (Москва), директору Ярославского музея-заповедника Н.Г. Первухину, специалистам Оружейной палаты в Москве.

Возвращению сокровищ в разряд памятников искусства мы обязаны совместной работе ярославских, московских и петербургских реставраторов.

Теперь драгоценная коллекция доступна и для широкой публики. И хотя спасенные ценности составляют едва ли не сотую долю всех ярославских сокровищ, но эти древние и уникальные памятники представляют Ярославль во всем блеске и великолепии его исторической судьбы.

 

 

Внимание для широкой публики экспозиция будет открыта в феврале!

 

Вернуться назад

главная - выставки




 
   
(C) 1998-2018 Информационная Группа ЮР