главная - выставки

"Хрустальная печать Фаберже"

17 октября 2007 г.

Среди старинной мебели в небольшом уютном зале “Музея-усадьбы Колокольниковых" расположилась необычная экспозиция “Карл Фаберже и современные ювелиры".

Тюменцы так и не дождались коллекции российского бизнесмена Виктора Вексельберга, но теперь появилась возможность познакомиться с творчеством всемирно известного мастера. В рамках межмузейного обмена Екатеринбургский музей истории камнерезного и ювелирного искусства на Урале привез в областную столицу более 100 экспонатов из своих фондов.

Что общего между Карлом Фаберже, его фирмой и уральскими умельцами? — может удивиться читатель.

— Камнерезное дело долгое время занимало второстепенное место в творчестве Фаберже, а его собственная фабрика открылась только в начале XX века. Каменные заготовки для своих уникальных работ Фаберже брал на Урале. Ювелир много раз обращался на Екатеринбургскую гранильную фабрику, чтобы ему прислали коллекцию самоцветов. В конце XVIII века ЕГФ выполняла заказы для дворцов Санкт-Петербурга и Царского Села. В город на Неве вывозились десятки тонн гранита, мрамора, — пояснила заведующая музеем-усадьбой Колокольниковых Татьяна Симоненко на экскурсии, устроенной для журналистов в день открытия выставки.

Печать для почтовых отправлений, выполненная из горного хрусталя.Самые дорогие произведения экспозиции — несколько изделий фирмы Фаберже. Пять миниатюрных подвесок в форме пасхальных яиц. Мушница, крошечная нежно-розовая шкатулочка для хранения мушек (эти украшения в виде сердечек, искусно вырезанной кареты светские дамы XVIII века наклеивали на лицо, плечи, руки). Нефритовый заяц, сова из калканской яшмы (работы конца XIX — начала XX веков). Ценность этих вещей выражается не в денежном эквиваленте, а в истории, связанной с ними.

— Не хотелось бы раскрывать всех тайн, которые хранят уникальные предметы, — заинтриговала собравшихся Татьяна Геннадьевна. — Бытует легенда, что разноцветные подвески принадлежали семье императора Николая II.

Однако догадки искусствоведов не подтверждены документально, поэтому о своих предположениях они не станут рассказывать посетителям.

В другой витрине можно увидеть бюсты Фаберже и одного из основателей ювелирного дела на Урале Алексея Денисова-Уральского, выполненные из горного хрусталя. Здесь же представлены хрустальные печати для почтовых отправлений с необычными ручками в форме головы лошади, фигуры Ермака, атланта, держащего на спине земной шар — эти произведения сделаны в XIX веке на Екатеринбургской гранильной фабрике (в 1917 году она была переименована в завод “Русские самоцветы").

— Изготовлением декоративных печатей занималась фирма Фаберже, — заверила Татьяна Симоненко. — Традицию продолжили уральские камнерезы.

Большинство произведений, показанных на выставке, — авторские произведения современных мастеров: Леонида Устьянцева, Владислава Храмцова, Владимира Шицалова и других.

Кольца, броши, подвески, браслеты — их непременно хочется подержать в руках, полюбоваться игрой света на каждой грани камня.

— Многие народы верили в магическую силу камней. Они воспринимались как талисманы, обереги. Но изделия из уральских самоцветов — произведения искусства. “Карл Фаберже и современные ювелиры" — экспозиция не для коллективных посещений, — уверена заведующая музеем-усадьбой Колокольниковых. — Сюда нужно приходить в будний день, чтобы поразмышлять в одиночестве над философским смыслом некоторых произведений. Вот — хрустальная фигурка мужчины, за его спиной — два ангела, темный и светлый. Каждый пытается увлечь человека на свою сторону, ему рано или поздно придется решиться на какой-нибудь шаг, сделать выбор…

Есть на выставке и шутливые композиции. К примеру, “Особенности зимней рыбалки". Белый медведь сидит на льдине у лунки. Он только что поймал на спиннинг крупную рыбу. Гладя на это произведение, невольно улыбнешься.

Многообразие уральских самоцветов — матовых, прозрачных, однородных и со всевозможными вкраплениями — позволяет художникам создавать настоящие шедевры. Красоту камня сложно передать словами, лучше прийти на выставку (она работает до 17 ноября) и посмотреть самим.

Сотрудничество с екатеринбургскими коллегами не ограничится одной экспозицией, заверила директор Тюменского областного краеведческого музея Татьяна Исламова. На следующий год запланирована большая выставка, которая расположится в трех залах музея “Городская Дума". Будут представлены не только ювелирные украшения, но и скульптуры.

Любовь КИСЕЛЕВА
 

Вернуться назад

главная - выставки




 
   
(C) 1998-2018 Информационная Группа ЮР