|
Рис. 3. Золотое ожерелье с
биконическими бусинами из Леукас.
Середина 3 тысячелетия до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, 6285.
|
Рис. 4. Золотой диск из
некрополя "могильного круга А"
в Микенах.
Середина 16 столетия до РХ.
Афины, Национальный
археологический музей, 18, 14, 4.
|
Рис. 5. Золотая диадема
из некрополя "могильного круга А"
в Микенах.
Конец 16 столетия до РХ.
Афины, Национальный
археологический музей, 286.
|
Рис. 6. Серебряная
булавка с золотым наконечником с
изображением женской фигуры
держащей ветви папируса на вытянутых
руках.
Из некрополя "могильного круга А"
в Микенах.
Вторая половина 16 столетия до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, 75
|
Рис. 7. Золотая подвеска
с парой пчел или ос. Превосходная
работа минойских ювелиров с
грануляцией и техникой филиграни.
Из Крисолакоса, Малия, Крит.
1800-1600 г. до РХ.
Музей Гераклеон.
|
Рис. 8. Золотые
серьги из
некрополя "могильного круга А"
в Микенах
Середина 16 столетия до РХ.
Афины, Национальный
археологический музей, 61
|
Серьезное изготовление
различными
методами драгоценностей разных типов и
форм в Греции началось примерно в середине
Раннего Бронзового Века. Это искусство
продолжало процветать до конца Бронзового
Века. Драгоценности известны главным
образом по захоронениям, поскольку кроме
украшения живущих драгоценности
сопровождали умерших. Это было широко
распространено и на материке, и на островах
Греции. Много типов драгоценностей,
особенно Позднего Бронзового Века,
известны из иконографии и настенной
росписи с изображением мужчин и женщин.
Драгоценности были, конечно же, показателем
богатства изображенных и их высокого
статуса в обществе, аналогичного значению
материалов, из которых они были сделаны.
Уже с Раннего Бронзового Века
доминировали металлические драгоценности,
и не только потому, что металл был более
ценным материалом, чем кость или раковина,
но и также из-за того, что он обеспечивал
большее разнообразие форм и конструкций. В
этот период в Эгейской области очевидно
влияние Востока, особенно в сфере обработки
металлов. Драгоценности островов и Крита
имеют "двойников" в Сирии и Месопотамии,
несмотря
на то, что присутствует явный
местный колорит, свидетельствующий о
вдохновении и идеях местных мастеров.
В Цикладосе преобладали серебряные и бронзовые
украшения, такие как диадемы, браслеты и
заколки. Отдельно стоит большая серебряная
диадема из Каландриани на Сиросе, декорированная
гравировкой со сценами с божествами, солнечным
диском и животными. Другие многочисленные
украшения, главным образом ожерелья, были
сделаны из недрагоценных материалов типа
кости, раковин, полудрагоценных и обычных
камней.
Богатые и значительные драгоценности
Раннего Бронзового Века были обнаружены на
северо-востоке Эгейской области.
Известны многие золотые украшения
множества видов из Поликне на Лемносе - серьги, украшения для волос, ожерелья, браслеты,
которые демонстрируют замечательную
сходство сокровищ Трои с современными
золотыми драгоценностями.
|
Во время второй половины Бронзового Века
в Греции производство украшений продолжало
прогрессировать, появились новые виды и
развились более сложные способы
изготовления. Это более всего заметно на
острове Крит с развитой культурной
историей,
отмеченной находками из первых дворцов. В
минойских мастерских с помощью передовых
технологий производились драгоценности
изумительного уровня и качества вроде известной золотой подвески с парой пчел из
Хризолакуса. Это выдающееся достижение
ювелирного искусства несет свидетельство о
знании таких сложных методов, как
грануляция и филигрань. Известны также
золотые украшения из так называемой
Сокровищницы Аегины. По всей вероятности
они изготовлены в Миное и датируются l7 - l6
столетиями нашей эры, эти драгоценности
состоят из бус и золотых подвесок в
комбинации с полудрагоценными камнями -
например, такими камнями как сардоникс, горный кристалл, аметист и
зеленая яшма; золотых колец и серег, золотых
пластин различных форм и золотых
декорированных диадем. Внушительно
выглядят серьги и широкие подвески сложной
конструкции.
Другие драгоценности из различных
областей острова Крит, главным образом из
захоронений в Кносос и Мезара, относятся к
серьгам, браслетам, булавкам, кольцам и
бусам из полудрагоценных камней.
Драгоценности редки на Греческом
материке в середине Бронзового Века, из-за
временного перерыва экономического и
культурного развития, начавшегося в
предшествующем периоде. Только к концу
первой половины Бронзового Века появляются
драгоценности на острове Крит, почти все
найденные в могильниках.
Наиболее значительные
украшения раннего микенского периода были
найдены в царском некрополе в могильных
кругах рядом с Микеной. Некоторые, например,
известные золотые маски, были
предназначены для украшения царских
останков, но большинство из них при жизни
носились членами королевских семейств. По
большей части это работы микенцев, кроме
немногих минойских изделий, привезенных с
острова Крит. Отличается от них серебряная
булавка с золотой пластиной в виде женской
фигуры, возможно богини, держащей свитки
папируса в руках (рис. 6). Много украшений
было, вероятно, сделано по инструкциям
минойских мастеров, работавших в микенских
лавках.
Драгоценности из двух
могильных кругов в Микене разнообразны и
роскошны. Диадемы из листового золота (рис.
5), некоторые очень большие, великолепно
оформлены. Золотые
крестики; различные золотые детали в форме
животных, птиц, осьминогов, бабочек, листков
и т.д.; золотые диски, рельефные или с
выгравированным осьминогом, бабочкой,
геометрическими мотивами (рис. 4); все они
были, по всей вероятности, частью роскошных
предметов одежды. Золотые, серебряные или
бронзовые булавки с золотой головкой или
сделанной из горного хрусталя, слоновой
кости или позолоченной древесины, носили на
груди, в диадемах или в волосах.
|
|
|
|
|