Ювелирное искусство Узбекистана

Часть 1

Височно-наушная подвеска. XIX в. Серебро, бирюза, коралл, стекло. Босма, филигрань, золочение. Истоки зарождения ювелирного искусства Узбекистана теряются в глубине тысячелетий.

В начале XIX века ювелирное искусство предстает во всей своей этнографической характерности, в большом разнообразии форм, материалов, технических приемов и видов изделий.

В первой половине XIX века наблюдается возрождение кустарной промышленности и художественных ремесел, наступившее после преодоления тяжелого экономического кризиса XVIII века, вызванного междоусобными войнами. В это время ювелиры работали в основном на верхушку феодального общества, местную аристократию, которая могла себе позволить купить или заказать изделия из драгоценных металлов и камней. Но устоявшиеся в народе представления об охранительной силе ювелирных украшений, позволяло мастерам-ювелирам реализовывать товар из низкого качества материала и примитивной техники исполнения.

В XIX – начале XX ювелирное производство охватывало многие виды художественных ремесел. Заргары (мастера-ювелиры) изготовляли филигранную отделку ножен для сабель и рукояток кинжалов, детали конского снаряжения и мужских поясов с накладными и позолоченными пластинками и бляшками с инкрустацией драгоценными камнями. Но главным их занятием было изготовление разнообразных женских украшений.

Кроме ювелирных украшений заргары нарядно оформляли оружие, предметы соколиной охоты, богато орнаментировали посуду и мелкие бытовые изделия из драгоценных металлов. Ювелиры участвовали в оформлении дорогих кожаных переплетов для рукописей металлическими прорезными накладками и застежками.

Браслет. Серебро, полудрагоценные камни. Босма. Материалом для изготовления ювелирных изделий в XIX – начале XX веках служили металлы – золото, чаще серебро, реже сплавы типа электра, бронза; самоцветы – рубин, гранат, берилл; цветные камни – бирюза, сердолик, лазурит; морские ископаемые – коралл, жемчуг, перламутр, раковины каури; цветные стекла.

Интересно отметить, что в первой половине XIX века по всей Центральной Азии ювелирные изделия изготовлялись из серебра. Золотые вещи делались только в ханских дворцах и, главным образом, во дворцах бухарского эмира. Ювелиры работали в основном на местную аристократию – придворную чиновничью знать, духовенство, купечество, составлявших основной круг заказчиков и потребителей ценных ювелирных изделий.

В конце XIX – XX века в ювелирном искусстве прослеживается два направления. Первое – было теснейшим образом связано с традициями народного искусства, а второе ориентировалось на вкусы зажиточных слоев населения, которые становятся основным потребителем дорогих ювелирных изделий.

К началу ХХ века усиливается материальная ценность ювелирных украшений, чем объясняется распространение среди местного населения золотых изделий, привозимых из России. Оттуда в большом количестве ввозились фабричные ювелирные изделия русских и татарских мастеров, получившие широкую популярность у узбекского населения. В связи с этим, местному кустарному производству приходилось выдерживать сильную конкуренцию, в результате чего наметилось заметное ухудшение качества местных ювелирных изделий. Ювелиры перешли к облегчающему и ускоряющему процесс изготовления изделий – штамповке. Трудоемкая чеканка была заменена менее выразительным тиснением узора на матрицах и т.д. Украшениям стали придавать более крупные размеры, нередко оставляя их полыми внутри и обильно отделывая цветными стеклами, блестками, зеркальными кусочками, разноцветными шелковыми нитями. В результате терялись прежние художественные достоинства традиционного искусства.

По общепринятой классификации узбекские ювелирные изделия подразделяются на головные, налобные, налобно-височные, налобно-височно-нашейные, височные, затылочные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные и ножные украшения.

Украшения, которые мастера делали в основном для женщин и только отчасти для мужчин, назывались: головные – так’я-тузи, тож, жига, санчок, сарсузан, бодом-ой, зулфитилла, бош-тузи, бибишак, мохи-тилла, от-туяги, дуо-тузи, манглай-тузи. Налобные и налобно-височные украшения: тилла-кош, канот-осма, осма-тузи, тилла-баргак, танга-тузи, тилла-тузи, манот-тузи, куш-ине. Налобно-височно-нашейные украшения: силсила, тосаукеле и шокила. Височные украшения: гажак, найча, куш-дуо, бутун-тирнок, ярим-тирнок, чаккалик, чакка-тузи. Ушные украшения: серьги – халка, зирак. Затылочные украшение – ук-ей. Носовые украшения: аравак, латиба, латбини, холбини, булоки, натхуни, натбини, натти, наттичека и т.д.Накосные подвески: сочпопук, туф, тилло-баргак, тамар сават. Нашейные и нагрудные: мунчок, хафабанд, гулбанд, тавк, мургак, жевак, тепиш-и-дил, нози-гардон, зеби-гардон, зеби-сина, хайкел, пешавез или беззак-кубба, пешихалта, калит-боги, буйин-тумор, кукрак-тумор, тумор, акик, дуо-тузи, последние амулеты носили и на других частях костюма. Подмышечный амулет – култик-тумор. Поясные украшения: камар, тугма, ситора. Наручные украшения: браслеты – билак-узук , перстни и кольца – узук. Ножной браслет – халхол.

Нагрудная подвеска. Серебро. Чеканка, золочение. Названия ювелирных украшений могли происходить от способа ношения, от формы изделия, от звукоподражания, производимого украшением, от материала, от народа, который принес эту форму.

Форма и декор ювелирных украшениях XIX века восходят к различным периодам эволюции данного вида. Но сохраняя образную трактовку и некоторые особенности решения сложных композиций, они в процессе временной трансформации утратили основы смыслового содержания – элементы древних ритуальных представлений доисламской поры. В изделиях этого периода преобладает растительный орнамент, сочетающийся с мотивами геометрического, астрального и зооморфного узора.

В середине XIX века ювелирное искусство Узбекистана достигло исключительно высокого художественного уровня. Появляются новые формы изделий, их способы ношения и цветосочетания, обусловленные сменой потребительских вкусов. Все больше возрастает эстетическая ценность ювелирных украшений, они гармонично связуются с линиями и цветом национального костюма. В этот же период в ювелирном искусстве особенно ярко выступают чувства пропорциональности формы и однозвучности цвета в ансамбле украшений.

Крупнейшими центрами ювелирного искусства в XIX века были: Бухара, Хива, Ташкент, Самарканд, Коканд, Карши, Шахрисябз, Китаб, Чимбай, Турткуль, а также Ургенч, Гиждуван, Андижан, Наманган, Маргилан, Ассаке, Чуст, Ургут, Байсун, Денау, Ходжаабад, Кунград, Халкабад, Ходжейли, Касансай, Учкурган, Нурата, Ширабад. Некоторые крупные поселения, где проживали семьи потомственных мастеров-ювелиров могли носить специфические названия, как, например, Заргарлик, Заргар, Заргарон и т.д.

Ювелирное искусство Узбекистана XIX века представляло сложное синкретическое явление, в котором слились местные основы и завезенные иноземные традиции. По сведениям исторических хроник, сюда съезжались и работали приезжие мастера-ювелиры. Например, в 1872 году в Бухаре работали ювелиры индийцы Шангура, Курдали, Абдулла-джан, в 1878 году в Ташкенте – индийцы-ювелиры Дилбар Марвари и Шахван Кабли, в 1890 году в Ташкенте – “серебряных дел мастер” Саманшел Чутмалиев, в 1901 году упоминается ювелир Портали, а так же персидские “золотых дел мастера”. Приезжали ювелиры из Кавказа – в конце XIX века дагестанцы Осман Пашаев и Бадави, работавшие соответственно в Бухаре и Хиве. Помимо этого сюда завозилось огромное количество привозимых из других стран ювелирных украшений. В этой пестрой палитре различных культурных течений и атмосфере тесного взаимовлияния, важным фактором сохранения народного своеобразия являлось, пожалуй, приверженность узбекских мастеров-ювелиров устоявшимся канонам местных традиций.

 

   

 УЗБЕКИСТАН 

Ювелирное искусство Узбекистана, часть 2

Часть 2



МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

 
   
(C) 1998-2013 Информационная Группа ЮР