Рис. 3.
Золотое ожерелье из Спарты.
8 столетие до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, XP 1041, 6435.
|
Рис. 4.
Пара серег из Элеусиса.
8 столетие до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, 10960.
|
Геометрический период
В так называемое «темное
время» (1100-800 до
РХ), которое последовало за крахом
микенского мира, золото и серебро не
отражает ни богатства, ни фантазии
предшествующих столетий. Однако созданная
традиция жила в бронзовых и
железных драгоценностях - благородные
металлы были очень редки. В драгоценностях
того времени проявляется влияние Севера (рис. 1). Кольца, спирали для волос,
браслеты и арочные фибулы, извлеченные из
Геометрических некрополей в Аттике, были
сделаны в самой простой форме из проволоки
или очень тонкого металлического листа,
лишенного художественного оформления.
Расцвет производства драгоценностей
вновь начался вскоре после 800 г. до РХ в
результате контактов с более развитыми
цивилизациями Востока и Египта.
Этот период, который отличается
расширением восточного влияния, охватывает восьмое
и седьмое столетия до РХ. Похоронные диадемы с
художественным оформлением в виде
геометрических мотивов, животных или даже
людей, из некрополя в Керамеикосе (рис. 2);
ожерелье (рис. 3), серьги (рис. 4) и
мемориальные доски, украшенные филигранью
и грануляцией, и инкрустированные стеклом
или янтарем, из некрополей в Спарте и
Элеузисе (рис. 5); серьги из пещеры Идаиан,
все указывает, что в течение восьмого
столетия до РХ процветающие ювелирные
мастерские, особенно на Аттике и Крите,
производили работы исключительного
художественного исполнения.
В седьмом столетии до РХ появились новые
центры обработки золота на Эгейских
островах, где уже процветало искусство
скульптуры и производство глиняной посуды.
Крит, Мелос, Тера, и Родес могут
похвастаться настоящими шедеврами.
Золотая мемориальная доска с фигурками,
найденная в идаианских пещерах (рис. 6),
свидетельствует о непрерывности критского
мастерства в начале седьмого столетия до РХ.
Знаменитые розетки из Мелоса (рис. 7) с
лепестками, украшенными цветами, грифонами,
насекомыми, птицами и головами быка,
выполненные в технике грануляции и
филиграни, свидетельствуют о существование
главного местного центра производства;
заслуживают внимание и "пчелы" из
Теры (рис. 8) с искусно сделанной головкой,
гармонично прилегающей к телу насекомого.
|