Рис. 9. Золотые
печатки с выгравированными сценами
сражений и охоты из лука. из
некрополя "могильного круга А" в
Микенах.
Конец 16 столетия до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, 241, 240.
|
Рис. 10.
Золотое кольцо с накладкой в виде
розетки и с декорированной шинкой. Из
могильника в Вафейо.
Первая половина 15 столетия до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, 1804.
Рис. 12.
Ожерелье из золотых
рельефных звеньев в виде листьев
плюща и роз. Из некрополя Толоса в
Дендрах.
Конец 15 столетия до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, 7354, 7342.
|
Рис. 13. Ожерелье
из золотых рельефных звеньев в виде
цветков папируса и половинок роз.
Из некрополя 10 в Дендрах.
Конец 15 столетия до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, 8748.
|
Рис. 14. Ожерелье
со звеньями различной формы из
агата, сардоникса и аметиста. Из
некрополя 518 и 519 в Микенах.
14 - 13 столетия до РХ.
Афины, Национальный археологический
музей, 6521, 6435.
|
Этот период
свидетельствует о росте и расцвете великой
греческой цивилизации и получил название
от известной цитадели, которая стала
наиболее важным центром - Микены с ее
золотыми богатствами. От глубинного района
в Агролиде микенская цивилизация
распространилась на греческий материк и
Эгею, достигнув зенита в четырнадцатых и
тринадцатых столетиях до нашей эры.
Золото имеет
особенное обаяние для микенцев, и ювелирное
дело с замечательными произведениями
занимали специальное место среди малых
искусств микенской Греции. Однако, подобно
другим искусствам, микенские ювелиры
свободно следовали минойским традиционным
рисункам.
С середины пятнадцатого
столетия до РХ, когда микенское господство
было постепенно установлено повсюду,
основными типами украшений стали золотые
бусы, ожерелья и кулоны, а также кольца, чаще
из золота и реже из серебра, бронзы и свинца.
Микенцы изготавливали бусы из
полудрагоценных камней типа агата,
сардоникса, аметиста и горного хрусталя (рис.
14), а также из фаянса и стекла. Стекло
использовалось все с большей частотой не
только потому, что это был дешевый материал,
но и из-за легкости литья стеклянных бус с
каменных изложницах. Золотые бусы и
украшения (рис. 11-13) изготавливались
расплющиванием золотых пластин и
завершались грануляцией, филигранью с
инкрустацией полудрагоценными камнями или
стеклом
Найдено большое
количество бус из золота или
полудрагоценных камней, фаянса и стекла –
более 100 видов растительных, морских или
геометрических орнаментов, выполненных
дорожками, полосками и грануляцией. Иногда
стеклянные или фаянсовые бусы покрывались
тончайшей золотой фольгой. Среди находок
несколько мелких конусов, которые по всей
вероятности использовались как пуговицы.
Кольца обычно
представляли из себя простые золотые шинки
с эллиптическими накладками, иногда
плоскими или, более часто, с
выгравированными рисунками и
использовались как печати, принадлежащие
должностным лицам. Иногда шинка кольца была
украшена грануляцией или инкрустирована
эмалью, полудрагоценными камнями или
стеклом (рис. 10). Большинство было колец
выковано; очень немногие отливались.
Среди драгоценностей
заключительных лет микенского периода –
бронзовые фибулы. Эти изделия впервые
появились в тринадцатом столетии до РХ и,
как представляется, имеют итальянское
происхождение. Используемые
для закрепления предметов одежды - подобно
бронзовым булавкам – фибулы были двух
типов, сначала появился прямой, а затем
арочный вид.
|