|
Рис. 12. Золотая
двухсторонняя подвеска с
драгоценными камнями и эмалью.
Размер 7,9 х 6,4 см.
l7 век.
Афины, музей Византии, T 464.
|
Рис. 13. Серебряная
пряжка из Филиппополиса с
украшениями в виде цветов. Размер 12,5
х 8,2 см.
l9 век..
Афины, музей Византии, T 640.
|
Рис. 14. Пряжка из малой
Азии. Позолоыенное серебро с
прямоугольными отверстиями. Украшена
растительным мотивом на пластинах в
центре и замке. Размер 31 х 11,5 см.
l9 век.
Афины, музей Византии, T 1548.
|
Рис. 15. Ремень из позолоченного
серебра из отдельных пластин и
цельная пряжка с цветочным
орнаментом из филиграни, "камни"
из цветного стекла и эмаль. Размер 77 х
11,5 см.
1836.
Афины, музей Византии, T 1402.
|
Fig. 16 Пряжка из Малой
Азии из позолоченного серебра,
украшенного филигранью и грануляцией.
В двойную розетку в центре вставлен
большой зеленый искусственный камень
из стеклянной пасты. Размер 9,5 х 7,7 см.
19 век.
Афины, музей Византии, T 1566.
|
Царские и другие главные
мастерские столицы, очевидно, привлекали
наиболее подготовленных художников. В
Царице Городов, вечном смешении людей и
идей, были сформулированы и оформлены
доминирующие стилистические тенденции,
которые получили распространение,
определяя структуру, типы и формы ювелирных
изделий различных эпох.
Определяющими оставались
религиозные и артистические корни античной
Греции, непрерывно и жизненно
присутствовавшей в классическом и духовном
образовании, которые оставили свой
отпечаток на любви византийцев к красоте.
После императора Юстиниана
интеллектуалами столицы был начат
македонский «ренессанс». При императорах
Комнеане и Палаеогане подделываемые «ностальгические»
обращения к прошлому приносили плоды в
разнообразных художественных категориях и
оживлением стиля вдохновляли производство
драгоценностей.
Сохранилось очень
немного шедевров константинопольского
ювелирного мастерства в виде драгоценных
корон и других знаков отличия королевской
власти, сокровищ имперского дворца,
придворных, военных чиновников и прелатов,
в ризнице Хагия София и в других церквях и
монастырях. Те изделия, которые были
сохранены, несмотря на времена
экономических трудностей, были главным
образом потеряны в время разграбления
крестоносцами самого богатого и наиболее
великолепного города в мире в 1204 г. и при
окончательном падении империи перед
Оттоманской Турцией в 1453 г.
Миртали Акеймастоу-Потамианоу
Директор музея Византии, Афины
|
|
|
|
|